Окно́ (окóнный проём) или витраж — специально задуманная в конструкции здания архитектурная деталь строительства: проём в стене, служащий для поступления света в помещение и/или вентиляции. Расположение, количество и размеры окон играют важную роль в проектировании здания. Окна являются главным (до 50 %) источником теплопотерь в зданиях.
На раннем этапе развития цивилизации окон, как таковых, не было. Древние жилища всех регионов окон не имели. Вплоть до Средневековья проёмы в стенах представляли собой простые отверстия, которые прикрывались шкурами животных или тканью. Также для этих целей использовался бычий пузырь — плёнка, снятая с брюшины животного, которая пропускала свет внутрь жилища.
В Древнем Риме использовались окна без стёкол. При этом их форма оставалась прямоугольной, но внутри окна создавались специальные украшения, в том числе и из камня. Первые стеклянные окна появились в эпоху Римской империи, но позволить себе такую роскошь могли лишь очень состоятельные граждане.
На Руси в XI — XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту. Также использовались слюдяные окна, составленные из обработанных кусочков слюды. Такие окна пропускали больше света, чем окна из мутного толстого стекла.
В современных окнах используются преимущественно стеклопакеты, реже (когда не нужна надежная теплоизоляция) — одиночные стёкла.
В России с XIV века существовали волоковые и красные (косящатые) окна.
В XIV веке в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками — волоками. Тем не менее, в XIII—XV вв. в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло.
В XIV—XVII вв. окна в жилых домах крестьян и горожан располагались, как и в более позднее время, на фасаде и боковой стороне. Если все три окна фасада были волоковыми, то одно из них помещалось посередине стены, два других значительно ближе к углам избы, но всегда на одном уровне. Боковое окно располагалось на стене, образующей с фасадной стеной красный угол. Верхнее окно служило для выхода дыма и освещения внутреннего пространства дома, не имевшего потолка. Одно нижнее окно освещало устье печи, другое нижнее и боковое, красный угол. В случае, если дом имел одно косящатое окно, то оно прорубалось в середине фасадной стены, волоковые окна по его сторонам на некотором расстоянии и чуть ниже, чем косящатое. Три косящатых окна даже в XVIII веке, в русской деревне считались большой роскошью. Косящатое окно взяло на себя функцию общего освещения избы. Через него проникало большее количество света. Солнечные лучи, несмотря на малопрозрачные окончины, освещали не только печь и красный угол, но и пространство около двери. Такие замечательные с точки зрения людей того времени окна получили название красных окон, то есть красивых, солнечных. Волоковое окно, дававшее верхний свет, перестало быть необходимым в избах с косящатым окном и исчезло с фронтонов средневековых домов. Оно появилось вновь, но уже как чердачное, слуховое окно, когда в домах стали делать потолки.
Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) — такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные.
Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.
Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит, по размерам совпадавший с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались.
Светлица — горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица — самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались в трёх, или во всех четырёх стенах. В горнице окна прорубались в одной или двух стенах.
Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ
Оконные рамы, в которых был использован поливинилхлорид, были запатентованы в 1952 году немецким конструктором Хайнцем Паше. В них были использованы металлические конструкции, облицованные мягким и полумягким пластиком. Профиль из твёрдого ПВХ, усиленный деревянными и металлическими вкладышами, появился несколько позднее.
Использование оксида титана, стабилизаторов и различных добавок повышает срок службы современных пластиковых окон до 40 лет.
Самый древний материал для оконных рам. Деревянные профили могут изготавливаться как из массива деревянных заготовок, так и из клеёного бруса различных пород. Внешний вид современных деревянных окон схож с изделиями из ПВХ — переплёты в один слой, наличие стеклопакетов, многозапорной оконной фурнитуры с функциями откидывания и проветривания, наличие уплотнителей по периметру створки. Однако, в отличие от ПВХ, деревянные окна ни при каких условиях не выделяют в атмосферу вредных для здоровья человека веществ. Кроме того, благодаря наличию микропор они обеспечивают естественную вентиляцию в помещениях, где установлены, обладают отличными звуко- и теплоизоляционными свойствами. Если деревянные окна изготавливаются из качественного материала со строгим соблюдением всех технологических требований, то они способны прослужить намного дольше, чем пластиковые.
Дерево имеет естественную пористость и высокий коэффициент линейного расширения, то есть деревянный профиль окна меняет свои размеры под действием перепада температуры не нарушая своей целостности. В связи с этим особое внимание должно уделяться лакокрасочному покрытию изделия.
Одним из преимуществ деревянных окон является природное происхождение материала. Окрашенная лаком или краской древесина требует за собой ухода и периодического восстановления декоративного слоя. Проблему разрушения под УФ-лучами лакокрасочного покрытия решают установкой на наружной части окна алюминиевых накладок, декорированных, как и пластиковые окна, имитирующими древесину плёнками. Материал, в силу возможных огрехов при производстве, может быть подвержен короблению, гниению. Современные деревянные окна со стеклопакетом изготовляют из клееного трехслойного оконного бруса определённой, соответствующей ГОСТу влажности и сечения. Склейка ламелей разной направленности волокон дает для готовой конструкции определённые преимущества: качественно изготовленный оконный блок не коробит, не ведет, он не рассыхается, жестко держит свои геометрические размеры в течение всего срока эксплуатации.
Одним из несомненных и важных достоинств деревянных окон является их пригодность для ремонта. В отличие от ПВХ профиля или алюминиевого оконного профиля, деревянные окна можно ремонтировать, восстанавливать, реставрировать.
В данной галерее можно скачать текстуры: Окно текстуры скачать бесплатно